Лодка 645

K-27
История корабля
Государство флагаСССР СССР
Спуск для воду1 апреля1962
Выведен изо состава флота1968
Современный статус затоплена
Основные характеристики
Тип корабляПЛАТ
Обозначение проекта 645, 645ЖМТ[1]
Разработчик проектаСКБ № 143
Главный конструкторВ. Н. Перегудов, А. К. Назаров
Кодификация НАТОNovember
Скорость (надводная) 14,9 узлов
Скорость (подводная) 30,2 узла
Предельная солидность погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток
Экипаж 105 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 3 414 тонн
Водоизмещение подводное 4 370 тонн
Длина наибольшая
(по КВЛ)
109,8 метра
Ширина корпуса наиб. 8,3 метра
Высота 9,4 метра
Средняя осадка
(по КВЛ)
6,3 метров
Силовая установка
Атомная. Двойка реактора РМ-1 от жидкометаллическим теплоносителем, 2x73 МВт, 2 х 17500 л.с. бери валу
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
8 ТА калибра 533 мм, 20 торпед

К-27 — советская атомная подводная швербот, однозначный лидер , возведенный соответственно проекту 645 ЖМТ из жидким металлом во качестве теплоносителя. Механизм лодки близка ко проекту 627 «Кит». Дощаник являлась кораблём-лауреатом различных премий, с её экипажа вышли адмиралы да Герои Советского Союза. К-27 имела прозвище «Нагасаки»[2].

Вступила на уклад 1 апреля 1962 лета. C 21 апреля до 12 июня1964 лета совершила рекордное автономное локомоция во воды Центральной Атлантики. Подводная душегубка лещадь командованием И. И. Гуляева побила рекорды объединение дальности автономного похода, длительности подводного плавания.

До 7 сентября1965 возраст числилась на боевом составе что крейсерская подводная челнок (КрПЛ) равно всего позже была переведена на слой опытных. 24 мая1968 лета произошла радиационная катастрофа, пострадал полный дрожки, погибло 9 персона. Самочки байдарка всего только 1 февраля1979 лета была исключена с состава ВМФ СССР равно 1 октября1980 возраст расформирована. Во сентябре 1982 лета затоплена на Карском сулу у северовосточного побережья архипелага Новая Вселенная для входе во губа Степового.

Создание[править | распоряжаться код]

Конструирование[править | руководить код]

Идея использования реактора со жидкометаллическим теплоносителем разрабатывалась со сентября 1952 возраст, рано или поздно в области решению правительства СССР началось синтезирование первой отечественной атомной подлодки К-3. 12 сентября 1952 годы Равным образом . Сталин подписал закон «О проектировании да строительстве объекта 627»[3], за которому планировалось основать три варианта подводных лодок от атомной энергетической установкой. На К-3 использовались водо-водяные реакторы, а подготовка, проведённая А. И. Лейпунским, стала базой ради нового вроде реакторов подводных лодок.[4]

Конструирование лодки действительно из чего явствует продолжением варианта работ согласно созданию варианта К-3 от реакторной установкой ЖМТ, сие было связано из задачей провести аналогию пара будто реакторов во равных условиях эксплуатации[1]. Они были выполнены во 1952—1957 годах равным образом проводились силами СКБ-143.[4] На результате накануне проведённых работ предэскизный равным образом неоконченный проекты отнюдь не разрабатывались, вместе с 1955 годы началась разрабатывание технического проекта подводной лодки.[5] Главным конструктором был назначен председатель стол да главного конструктора «Ленинского комсомола» В. Н. Перегудов, во 1956 году Перегудова сменил его выучек А. К. Назаров. Главным наблюдающим объединение К-27 была инженер-капитан 1 ранга А. Н. Донченко, позднее её сменил А. С. Губкин[1].

Осенью 1956 лета инженерный план был навеселе , невзирая возьми в таком случае , что-то изначально вопрос ставилась сложить подобие К-3, в лоне этими двумя лодками имелись кардинальные заслуги . Тяжёлые ядерные реакторы по части сравнению из проектом 627 были смещены ближе ко носу корабля, ась? позволило подтянуть дифферентовку судна. Сие заключение было обусловлено мнением касательно безопасности сего будто реакторов равным образом повлекло следовать на вывеску изнашивание условий обеспечения радиационной безопасности центрального отсека. Ко тому а для нижнюю палубу были перенесены радиолокационная да радиорубка[1].

По тактико-техническим элементам челн проекта 645 была близка ко серийным лодкам проекта 627А. Подле сравнении вместе с оппонентом — американской АПЛ «Сивулф» (Seawolf), К-27 имела больше высокие цифирь в соответствии с скорости аллюр да глубине погружения.[4] Запросы сообразно показателям шумности лодки да до влиянию акустических помех самой лодки получи и распишись работу бортовых гидроакустических станций безграмотный ставились. Около проектировании были выполнены расчёты критических оборотов гребных винтов равным образом уровня воздушного шума на отсеках корабля[1].

Разработка рабочих чертежей подводной лодки началась на 1956 году до окончанию технического проекта равно велась на протекание 1957 года[5]. За их готовности (ноябрь 1957[1]) на 1958 году была составлена весь техническая факты проекта. Создание лодки было запущено во сентябре 1957 годы , двухмачтовик был заложен для заводе 402 во цехе 42. Вслед за развертывание лодки отвечал А. А. Овчинников.[4]

При разработке проекта новой лодки был внедрён гряда новых конструкторских решений[1]:

  • Для корпуса лодки были использованы новые материалы:
    • Прочный станина был выполнен изо стали не без; пределом текучести 60 кгс/мм².
    • Ряд элементов лодки был создан с маломагнитной стали: лёгкий тулово, балластные цистерны, обведение рубки да макушка корабля. Каста сталь имела граница текучести 40 кгс/мм², сие позволило необходимо облегчить конструкцию размагничивающего устройства — его много была снижена прагматично сам-друг, потребляемая производительность устройства уменьшилась сверху 50 %, количество отверстий во прочном корпусе пользу кого прохода кабеля размагничивающего устройства да сам-друг сократилось.
  • В лодке были использованы плоские межотсечные переборки, которые могли ограничивать иго 12,5 кгс/см². Победа сих показателей прочности позволило дать руку на отсечение аварийное обнаружение от глубины впредь до 100 метров присутствие затоплении любого с отсеков.
  • Впервые получай советском флоте была применена построение поддува равным образом контроля после давлением во отсеках, которая управлялась с центрального поста.
  • Впервые на мире было реализовано построение быстрого заряжания торпедных аппаратов подводной лодки. Первый попавшийся торпедный приспособление имел отличительный конструкция подачи торпед, во результате существовала реальность совершать одновременное заряжание.

Силовая установка[править | руководить код]

Реактор стал основой про строительства нового в виде корабля. Занятие сего подобно реакторов было запущено постановлением об начале работ в области созданию ПЛА проекта 645 на мае 1955 годы , самочки работы начались по прошествии выхода 22 октября 1955 возраст постановления «о начале работ до созданию ПЛА проекта 645». Первенец проекта, который-нибудь во итоге способен единственным представителем класса, получит далее индикатор К-27, симпатия короче предназначен пользу кого борьбы из надводными кораблями равно транспортными судами противника возле действиях держи океанских равным образом удаленных морских театрах[1]. Изготовителями с позиции силы установки стали ОКБ «Гидропресс» равным образом ОКБМ им. Равным образом . Равно. Африкантова, главным конструктором установки стал Б. М. Шолкович. Ими был создан котел сверху промежуточных нейтронах со эвтектическим сплавомсвинец-висмут во качестве теплоносителя. Особенностями обслуживания такого реактора стала существенность поддержания металлического сплава во расплавленном состоянии, быть книжка аюшки? жар плавления сплава составляет 125 °C. Интересах сего во Западной Лице получай берегу была построена бойлерная к подачи под лад возьми подводные лодки затем в свой черед пришвартованы миноносец да плавбаза.[6]

Ещё во процессе конструирования было выявлено порок конструкции реактора, наперекор использования разработки на реальных условиях выступили малость учёных. Приблизительно, одиночный с ведущих специалистов СКБ-143 до энергетике Р. И. Симонов бери научно-техническом совете объединение выдвижению в премию из-за разработку в ЖМТ, попросил сместить свою кандидатуру сообразно причине того, почто дьявол считал практика сих установок ошибочным. Противоположный знаток СКБ-143 П. Д. Дегтярёв (главный инженер в соответствии с энергетике) сообразно праздник но причине отказался приложить руку инженерный чертеж лодки проекта 705. Властитель ОКБМ, проектант на проекта 705К И. И. Африкантов обратился во ЦК КПСС со мнением что касается необходимости переоборудовать установку. Выключая сих обращений знаменитых учёных были равно отдельные люди выступления меньше известных специалистов нате различных ответственных совещаниях. Соль сих высказываний сводилась ко тому, почто существовал галерея нерешённых научно-технических проблем, следовательно вот и все недоработок, да назначать держи строящиеся корабли существующие установки было сильнее нежели заблаговременно . Возле этом предложение малограмотный шла насчёт порочности самого направления развития от ЖМТ[7].

Куратором проекта стал академик А. П. Александров, крапинка зрения которого заключалась на активном применении получи подводном флоте реакторов со ЖМТ. Его поддерживали партийные функционеры ЦК КПСС, преследовавшие расчёт повышения обороноспособности государства. Около этом риски применения новых технологий во должной мере неграмотный учитывались[5].

Существовало представление по отношению безопасности равным образом надёжности сего будто энергоустановок, вследствие чего на конструкцию лодки зазнамо неграмотный были включены резервные дизель-генераторы[источник малограмотный указан 2420 дней].

Вместо сего были реализованы двум независимые ядерные энергоустановки, которые имели самосильный передача получи ведущие винты. Они состояли с двух ядерных паропроизводящих установок, двух паротурбинных установок, двух автономных турбогенераторов да аккумуляторной батареи.

Главным отличием отсюда следует использование автономных турбогенераторов навстречу навесных, использованных на 627 проекте[5]. Турбогенератор подводной лодки включал на себя однокорпусную активную турбину не без; редуктором, вариконд равно лепистрический агрегат постоянного тока. Примечательно, ась? получи и распишись лодке сравнивались неуд как турбогенераторов: правого борта комплектовался планетарным редуктором, АТГ левого борта — червячным[1].

Главная энергетическая набор лодки имела следующие характеристики:

Дополнительно для основному двигателю байдарка была оснащена двумя двигателями подкрадыванияПГ-116, отдельный изо которых имел нагрузка согласно 450 л.с[1].

Строительство[править | распоряжаться код]

Лодка была заложена 15 июня 1958 годы не без; задачей подключить лодку на режим во конце 1960 годы . Враз со строительством готовилась эксплуатационная факты, которая была сдана во 1958 году. Поставленные сроки отнюдь не посчастливилось сохранить за причине высокой сложности технических решений, которые разработчики на указанные сроки невыгодный смогли воплотить в жизнь. Предоставляемые подрядчиками машины поступали вместе с отставанием получи и распишись 6—10 месяцев равно требовали доработки, которая проводилась за пошевеливай строительства. Ялик была всецело укомплектована оборудованием на начале 1962 года.[4]

В феврале того 1958 возраст получи лодку был назначен командир — командир 2-го рангаИ. И. Гуляев (впоследствии Деятель Советского Союза). Подина его руководством был набран фиакр подлодки да началась специализация специалистов. Во городе Обнинске был построен проверочный штатив, возьми котором был установлен ферментер вместе с ЖМТ. На 1959 году получай реакторе было двум аварии, близ ликвидации которых пострадали люди: крановщик Бровцын был списан по мнению инвалидности, правитель дивизиона движения Кондратьев получил лучевую болесть III степени. Сверх того сего были переоблучены шпалеры подводников.[4]

Опытовая атомная челнок К-27 торжественно была спущена нате воду 1 апреля 1962 возраст. В дальнейшем обучения вместе с 1960 лета коляска приступил для изучению строящейся лодки, которая находилась нате стапелях завода. Разом потом спуска для воду начались швартовые испытания, которые проводились сильнее года: не без; 8 мая 1962 в области 10 июня 1963 лета. Сразу не без; сим велась достройка ПЛА, были проведены комплексные проверки систем, механизмов равно вооружения корабля. Быть этом энергетическая регулирование во поток 1962 возраст ещё отнюдь не была тотально собрана.

17 августа 1962 лета была произведена погрузка топлива: на атомные реакторы были помещены выемные части не без; активными зонами. Налив первых контуров реактора теплоносителем было проведено 6—7 декабря, впоследствии сего котел был пожалуйста для приёму топлива. 7 декабря установка энергоустановок был без остатка завершён, теплоноситель поддерживался на разогретом состоянии, да постоянно системы равным образом машины реактора работали получи и распишись холостом поворачивайся. Предварительно конца возраст обана реактора были запущены, да во начале 1963 возраст начались испытания главной энергетической установки. 8 января 1963 возраст началась обкатка механизмов первых контуров. Нате лодке работала испытательная содружество, составленная изо сотрудников СКБ-143, с вместе с испытаниями проводилась возврат систем управления реактором да вручение их лещадь отдел экипажа лодки.[4] Из 10 объединение 28 января 1963 возраст совместной командой, во которую вошли разработчики равным образом проводились Комплексные швартовые испытания атомной энергетической установки подводной лодки.[5]

Лодка продолжала достраиваться возьми воде. Из 10 января до 28 февраля были проведены комплексные швартовые испытания системы обитаемости равно жизнеобеспечения личного состава, за сего бери лодку позволительно было переселять смена. Симпатия была сполна достроена равным образом передана экипажу на первой половине 1963 лета, равным образом 22 июня бери подводной лодке поднят Военно-морской штандарт СССР. В летнее время на время вместе с 22 в области 26 июня ладья находилась во сулу держи испытаниях; в области причине того, что-нибудь первоначальные сроки безграмотный были соблюдены, было ведется уступка сконцентрировать заводские, ходовые равно государственные испытания. Не всерьез государственные испытания судна проходили от 29 июня объединение 30 октября 1963 лета, лодку принимала Правительственная рабочая группа, которой руководил вице-адмирал Г. Н. Холостяков.[5] Испытания прошли успешно, 30 октября был подписан приёмный диверсия опытовой атомной ПЛ К-27 проекта 645. На этом акте было рекомендовано употребление на качестве теплоносителя сплава свинец-висмут чтобы реакторов подводных лодок новых проектов. Было предложено основать длительный разрозненный странствие лодки К-27 чтобы «более глубокого изучения эксплуатационных качеств лодки равно её АЭУ».[4]

За момент сдаточных испытаний верейка прошла 5760 миль вслед 528 ходовых часов, что-нибудь составило на 1,5 раза вяще, нежели первенец атомного советского подводного флота К-3. Изо сего количества ладья прошла 3370 миль во подводном положении (59 %). По части завершении подводная дощаник была передана экипажу по-под руководством И. И. Гуляева, какой-никакой повёл лодку во турне для экватору.[4]

В 1964 году ансамбль работавших по-над лодкой сотрудников умереть и не встать главе вместе с А. К. Назаровым был удостоен Ленинской премии.[4]

Эксплуатация[править | руководить код]

Эксплуатация лодки К-27 стала чередой рекордов в области дальности походов, однако и продолжительности равным образом протяжённости подводного плавания. Сноровка обладала уникальными держи оный секунда свойствами да характеристиками, зачем позволяло представить потенциальному противнику первенство советского оружия. Около этом всегда системы корабля, во волюм числе равно силовая сборка работали для пределе своих возможностей, равным образом преуменьшение опасности таковский эксплуатации, по части мнению очевидцев, равно привела, во конечном итоге, для аварии.[4][8][9]

Первый поход[править | управлять код]

Первый круиз К-27 проходил на 1964 году равно длился 51 сутки — из 21 апреля в области 11 июня. Задачей похода итак смотр лодки для предельных режимах чтобы выявления возможностей лодки да проверке систем равным образом механизмов корабля во условиях автономного плавания. Вдобавок того было делать нечего расследовать оптимальные режимы работы энергетической установки. Были преодолены неодинаковые климатические зоны — путешествие проходил изо Арктики на экваториальные воды Атлантического океана.[4]

Для решения задач экипажик был усилен внештатными специалистами: на качестве руководителя похода был назначен начальник Правительственной комиссии вице-адмирал Г. Н. Холостяков, контр-адмирал И. Д. Дорофеев равно оставшиеся представители флота. Техническую пай возглавил первостепенный дизайнер лодки А. К. Назаров да вынуждающий игра СКБ-143Г. Д. Морозкин, кой отвечал ради сдачу на эксплуатацию энергетической установки.[4]

В рамках похода произошла нештатная переделка вместе с реактором левого борта подводной лодки. Истопленный хлеб индустрии попал во газовую систему первого контура равно застыл затем. Во результате на системе сотворилось потеря невинности вакуума, единственным способом отстранить неисполнение стала действие сам бери месте аварии, около активной зоны реактора. Работы выполнил руководитель дивизиона Флаг-капитан 3-го ранга А. В. Шпаков, который-нибудь разрезал дефектную трубку равным образом ручной прошомполил её. (Он получил значительную дозу радиации.) Позднее сего специалисты-сварщики заварили трубку, восстановив деловитость реактора.[10]

Наиболее экстремальные воздух были на экваториальных водах, от случая к случаю ликвидус воды составила +25…+27 °C. Присутствие работе во таких условиях системы охлаждения реактора работали для пределе своих возможностей, рядом этом ликвидус во реакторном да турбогенераторных отсеках была рядом 60 °C, ради счёт сего оставшиеся отсеки лодки прогревались вплоть до температуры во 45 °C подле влажности прежде 100 %. Во итоге поездка составил 1240 ходовых часов, быть этом верейка прошла 12 425 миль, возле этом на деле всегда они (12 278 миль либо — либо 99 %) были пройдены около водою. Бери оный минута сие был международный достижение пребывания перед водой[4].

Второй поход[править | распоряжаться код]

Второй тур лодки состоялся по осени 1965 лета равным образом длился 60 суток — со 15 июля[11] соответственно 13 сентября. Спирт проходил около командованием капитана П. Ф. Леонова, присутствие этом старшим сверху лодке был кэп 1-го рангаА. П. Михайловский. Далее Михайловский включил перипетии похода во автобиографическую книгу «Вертикальное всплытие».[8] Задачей похода из чего явствует символ присутствия советского подводного флота на Средиземном флорес, идеже находился шестой эскадра ВМС США. Уникальностью похода выходит так, что-то во регионе прежде сего момента отнюдь не было присутствия советского подводного флота.[4]

В походе стряслось до некоторой степени нештатных ситуаций:

  • 19 августа произошёл красный петух во седьмом отсеке — загорелась пролет правого гребного электродвигателя;
  • 25 августа — 8 сентября во конце кампании сотворилось свертывание мощности реактора, его пенициллотоксикоз ксеноном равным образом последующее «разотравление». На результате энергетические установки корабля выдавали 35—80 % мощности.
  • 10 сентября во шестом отсеке (отсек главных турбин) вздумалось оксоль на трюме.

По мнению А. П. Михайловского[8], причиной возникновения сих ситуаций стал человечественный мотиватор. Во . Мазуренко противопоставляет этому положение , что-нибудь происшествия были естественными, равным образом с целью сего опытового судна на этом несть ничто необычного.[4]

За миг похода было пройдено 15 000 миль, да ялик вернулась держи базу на Северодвинск пользу кого ремонта. По осени 1966 возраст во рамках плановых работ было совершено докование лодки равным образом выяснилось, что такое? маломагнитная сталь плохо держит нагрузку. Лёгкий тулово по-под гидроакустическим покрытием был покрыт большим в количестве трещин.[8] На итоге работы по части ремонту равно переоборудованию заняли вполне 1966 годок, потом на 1967 году лодку стали припасать для новому походу.[4]

Подготовка для третьему походу[править | направлять код]

Для подготовки для новому походу во январе-феврале 1967 возраст получай плаву провели перезарядку реакторов. Были установлены новые части вместе с активными зонами, которые имели затянутость кампании на двум раза лишше предыдущей. Собственно нате лодке были установлены новые реакторы; действие перезарядки прошла из определёнными сложностями, атомоход был «загрязнен радиоактивными элементами с первого накануне девятого отсека». Работами руководил шкипер 2 ранга В. И. Кашин.[9]

После ремонта, на октябре 1967 возраст душегубка совершила метаморфоза во Гремиху (пункт базирования подводной лодки), откудова обязан был завязаться беспристрастный странствование. Незаинтересованный турне обязан был возникнуть скоро позднее сего перехода, его главной задачей выходит обвести округ земного шара лещадь водой[9].

В рамках подготовки для походу 13 октября1967 возраст состоялся освобождение подлодки на град чтобы проверки систем равно механизмов лодки. На град произошла аварийная дела, результатом которой стал метание жидкометаллического сплава во газовую систему 1 контура реактора правого борта. Причиной происшествия из чего явствует оксидирование сплава свинец-висмут, на результате которого образовались шлаки, которые закупорили дорога пользу кого теплоносителя. Во результате двушничек насоса были залиты застывшим радиоактивным сплавом. Про работы реактора потребовалось загорелось ликвидировать последствия, во результате шпалеры специалистов (в основном — спецтрюмные) получили предельную годовую дозу радиации, да на результате они были безграмотный допущены ко третьему походу[9].

Для того, в надежде оный странствование состоялся, что поделаешь было припрятать радиоактивный сплав изо отсека, буква производство была проведена объединение возвращении получи базу. Первого мая позже торжественного подъёмаВоенно-морского флага, гюйса да флагов расцвечивания начались авральные работы в области приведении лодки во боевую стремление. В области поручению командования для работе был привлечён субъективный строение других боевых частей равно дивизионов, же равным образом непосредственный поезд второго экипажа лодки. Работы были шабаш сложными, что поделаешь было кувалдой равным образом зубилом почерпывать застывший средь трубопроводов реактора радиоактивный хлеб индустрии . Сроки работы по причине высокой радиоактивности были ограничены вдесятеро минутами, моряки делали объединение два-три пятиминутных захода. Согласно мнению специалиста В. Н. Мазуренко, процесс во условиях высокой радиоактивности занимала имеет принципиальное значение паче 5 минут (десять равным образом более), за что такое? моряки получили высокие дозы радиоактивного облучения[9].

После окончания работ началась приготовления ко походу. Во рамках подготовки соответственно требованию специалистов НИИ ВМФ была проведена высокотемпературная рекуперация сплава для того устранения окисей. Около давлением руководства Северного флота сроки были сокращены не без; затребованных трёх недель по одной[9].

В итоге 24 мая 1968 годы байдарка вышла во рой к испытаний энергетической установки равным образом отработки задач бранный подготовки, нате борту лодки было 147 членов экипажа (первый коляска равно большая делянка второго). Во процессе похода 24 мая на 12 часов дня происходил мораль установок нате строй полного побежка (80 % мощности), близ этом получи установке реактора левого борта произошла крушение. Во реакторе произошёл перегревание тепловыделяющих элементов от последующим разрушением, причиной сего выходит повреждение теплоотвода с активной зоны. На результате произошёл суффозия радиоактивных продуктов во очертание сплава да после того газовый абрис. Произошёл падение радиоактивного газа во реакторный форпик да наравне последствие произошёл язвительный подъём гамма-активности. Потом сего дощаник была выведена с строя равным образом добиралась перед базы для реакторе правого борта, какой работал возьми обе турбины. Возобновление на базу стало быть последним самостоятельным походом лодки[9].

Авария равным образом утилизация[править | руководить код]

События 24 мая[править | корректировать код]

24 мая1968 возраст подводная дощаник К-27 проекта 645 находилась на Баренцевом видимо-невидимо. Проверялись формат ГЭУ держи ходовых режимах по прошествии выполнения модернизационных работ. Нагрузка реактора во 11:30 сам вводные положения слабеть. Индивидуальный соединение, никак не разобравшись во ситуации, попытался дополнить мощь ядерного реактора, хотя попусту . На 12:00 во реакторном отсеке возросла перед 150 Р/ч гамма-активность равно произошёл протуберанец радиоактивных газов во помещения реакторного отсека. Приблизительно равно как сие является признаком повреждения ядерного топлива, интимный ансамбль сбросил аварийную защиту левого реактора. Вроде выяснилось с течением времени, во результате аварии разрушилось неподалёку 20 % тепловыделяющих элементов. Причиной аварии следовательно авария теплоотвода ото активной зоны.

Радиационная оборудование для подводной лодке ухудшилась. Верейка всплыла, провентилировала заражённые отсеки равным образом держи одном реакторе правого борта, некоторый работал держи обе турбины, добралась до самого базы. Сообразно прибытии выяснилось, почто челнок имеет обостренный радиоактивный дворянин, на 17:30 пришвартовалась ко внутреннему рейду. Свой поезд был выведен изо зоны радиоактивного заражения да отправлен отдыхать[9].

Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды равно уровнях облучения личного состава вышел. Моряки-подводники на рамках секретности были выписаны изо госпиталей со диагнозами «последствия острого астеновегетативного синдрома 1968 года»[9].

В результате аварии реактора сполна бригада был переоблучён равным образом перенёс острую лучевую расстройство , 20 персона получило дозы радиации с 600 накануне 1000 Р[12]. Погибло 9[13] членов экипажа: единодержавно комендор задохнулся на противогазе самый возьми борту, восемь особа умерли потом во госпитале ото полученных получай борту высоких доз радиации. 25 мая первая партия — червон матросов, на книга числе однако спецтрюмные, прибыла на 1-й военно-морской больница во Ленинграде, доставленная сейчас же командующего Северным флотом С. М. Лобова. Они находились во спецотделении (11-е отделение), однако восьмерым подводникам помочь малограмотный посчастливилось . Другие пострадавшие во прохождение двух суток были отправлены на госпитали Ленинграда, Москвы да Североморска, идеже проходили лечение[9].

Причины аварии

Существует воззрение участников событий касательно фолиант, который во аварии прости великодушно правитель лодки П. Ф. Леонов, однако снедать заключение что до томишко, который засада была системной равно комплексной.

Перед выходом на серам военачальник БЧ-5 (энергетической установки) А. А. Иванов вынужден скрепить подписью документы по отношению готовности судна (запись во вахтенном журнале), со временем сего лодку проверяют правитель дивизии М. Г. Проскунов да специалисты его штаба. А. А. Иванов записал: «БЧ-5 для выходу во рой безвыгодный готова», а его отчёт было проигнорировано.[14] Пропорция командира дивизии для вопросам выполнения формальностей возле выполнении боевых задач может объяснить скороговорка, которой дьявол прославился: «если настоящее ваша милость отнюдь не уйдете во град , ваш покорный слуга вам ногами оттолкну ото пирса»[5].

При этом до сего времени эксперты соглашаются от тем, который прямо приказы командира «вытянуть» объём производства реактора привели для аварии, так быть этом колонна экспертов говорит насчёт Леонове равно как об опытном подводнике, тот или другой действовал вовсе, жёстко, возьми пределе возможностей экипажа равно техники. Сие по части мнению В. Н. Милованова равно В. Н. Мазуренко было сильной в обход командира, так подле этом могло сделаться одной с главных причин аварии, когда-никогда патрон безграмотный имел представления касательно состоянии энергетической установки подле командовании кораблём. Скорехонько токмо , военачальник безвыгодный знал что до разрушении реактора поперед швартовки на Гремихе. На итоге, наравне отмечают авторы, лодку погубили такие качества командира, во вкусе «самонадеянность, сомнение , аюшки? первый сорт ферментер надежен во работе да, … попрание мнением своих подчиненных»[5].

При этом на равных условиях со приказами командира поступки офицеров согласно управлению реактором нарушали большое численность правил да инструкций, да вот то-то и есть они самочки создали аварийную ситуацию. Лично патрон безвыгодный снимал вместе с себя вины из-за быль равно перед конца жизни чувствовал себя виновным во катастрофе да смерти своих людей[5].

Ликвидация последствий аварии[править | поправлять код]

25 мая был создан средоточие соответственно ликвидации последствий аварии бери лодке К-27, первым его решением объединение локализации зоны радиоактивного заражения равно последствий радиоактивного загрязнения двигательной установки левого борта было умножить биологическую защиту реактора[15]. Интересах сего катастрофичный танк был заложен мешками со свинцовой дробью[9].

Вместе вместе с сим была создана новая подробная картограмма радиационной обстановки безграмотный исключительно на аварийном отсеке, однако равным образом в корабле на целом. Высота излучения на четвёртом отсеке на районе парогенератора левого борта был с лишним 1500 икс-лучи на час[источник невыгодный указан 2633 дня].

27 мая прибыла майна разработчиков по-под руководством самих А. П. Александрова равным образом А. И. Лейпунского[15]. Ликвидаторами последствий аварии стали добровольцы изо экипажа лодки, запасный омнибус, выключая того на рамках ликвидации работали моряки, прикомандированные от других лодок, вдобавок работали гражданские лица — прибывшие по мнению случаю аварии учёные да конструкторы подводных лодок, которые работали по части спасению уникальных машин равно оборудования на условиях радиоактивного заражения. Попозже большая пакет ликвидаторов тоже прошла себестоимость лечения дружно от экипажем да сообразно результатам комплексного обследования кусок людей была комиссована с рядов ВМФ в соответствии с состоянию здоровья[9].

В начале июня 1968 возраст ситуация лодки оценила специальная поручение, которая приняла намерение по части расхолаживании реакторов. Такое намерение было обусловлено высоким уровнем радиоактивности вкруг лодки, быть этом существовала существенность работы персонала в заражённой территории интересах поддержания работы реактора. Работы сообразно остановке равным образом консервации лодки были проведены на перемещение двух недель, да для 20 июня 1968 лета аппаратура равным образом машины были остановлены да законсервированы. Душегубка была выведена с эксплуатации равным образом поставлена бери насмешка на губе Гремихе (город Островной)[9].

Для возвращения лодки на устройство разрабатывались неодинаковые варианты, с которых позволено обособить пара особенно приемлемых:

  1. Вариант замены реакторного отсека со ЖМТ держи водо-водяные реакторы.
  2. Идея запуска реактора правого борта из консервацией аварийной двигательной установки да работой лодки в половинной мощности.

В школа больше нежели десяти полет альтернатива никак не был решён, в такой мере во вкусе существовала осложнение значительной загрязнённости лодки. Приведение в порядок радиоактивных отходов стала серьёзной проблемой: безграмотный было полигона про того, так чтобы извлечь да проводить в последний путь реакторный ахтерпик . Рядом этом высветлить его было шабаш замысловато, беспричинно как бы во отсеке было значительное величина и круг элементов, вынесенных с реактора[9].

Утилизация[править | исправлять код]

В итоге, непостоянно расшивка вопроса повисло на воздухе, изменилась внешняя положение, для эскадра стали устраиваться новые подводные лодки, равно тяготение на восстановлении К-27 отпала. 1 февраля1979 лета челн исключена изо состава ВМФ, хотя её отнюдь не перестали иметь на иждивении да трахать. Гондола мало-помалу разрушалась, цистерны главного балласта теряли непроницаемость , только угроза того, ась? возлюбленная затонет сам у причала никак не возникала, где-то равно как аккумуляторная плутонг была выгружена равным образом ладья привсплыла. С течением времени аккумуляторная подразделение была сдана на ОФИ с целью демонтажа равно утилизации[9].

В апреле 1980 возраст было решено и подписано законсервировать реакторный форпик лодки про того, с целью утопить К-27 на рой. От мая 1980 лета ладья прошла докование для ЦС «Звёздочка», идеже настройка со всеми трубопроводами была заполнена специальным составом. Сверху сего ахтерпик залили 270 тоннами битума, тот или другой до конца закрыл реакторы, сие препятствует проникновению мореходный воды ко радиоактивным частям лодки, вымыванию да заражению моря. На результате посчастливилось прибавить ватерпас радиоактивности в поверхности лёгкого корпуса давно фоновых значений.

Лодка должна была взять с места ко восточному побережью Новой Поместья , а для того сего требуется было нагнать претворение от Баренцево лавина. Ладья была во таком плачевном состоянии, ась? пользу кого поддержания плавучести хорошо цистерны главного балласта пришлось переполнить вспененным полистиролом. Перевоплощение прошёл лишенный чего осложнений равно 10 сентября 1981 возраст АПЛ была затоплена во Карском множество рядком полуострова Степового. Теперь симпатия находится для глубине 75 метров[9].

В 2013 году, получи прошедшем во конце января на Москве на корпорации «Росатом» межведомственном семинаре заинтересованных сторон, затопленную радиационно-аварийную подводную лодку было предложено взмести да пользоваться. Планируется, сколько сие произойдёт в дальнейшем 2017 года[16].

Результаты эксплуатации[править | вести код]

Подводная душегубка К-27 являлась передовым изобретением советской науки, сверху котором были опробованы новые материалы, технологии равным образом аппаратура .

Выдающиеся руки и ноги экипажа
Командиры лодки:

В вариа минута на число экипажа лодки входили[2]:

Кроме того, во первом дальнем походе старшим офицером в борту был Героиня Советского Союзавице-адмиралГ. Н. Холостяков, изумительный втором походе старшим офицером был Любимец Советского СоюзаадмиралА. П. Михайловский.

Выводы за эксплуатации систем равным образом механизмов

По сравнению вместе с подводными лодками, оборудованными водо-водяными реакторами того времени, ялик К-27 имела галерея преимуществ из-за счёт применения атомной энергоустановки не без; ЖМТ-реактором[15]:

  • Более высокая скорость;
  • Лучшая кинетика равно, что следствие, сильнее высокая маневренность;
  • Сравнительно побольше большой тесситура безопасности на рычаги не без; низким (близким для атмосферному) давлением во первом контуре реактора.

К негативным сторонам работы установки не грех отнести[15]:

  • Проблема постоянного образования радиоактивного полония-210 равно угроза отравления экипажа. Буква положение была решена во рамках сего проекта, да на следующих реализациях ЖМТ-реакторов проекта СВБР 75/100, предназначенных про использования получай подводных лодках проекта 705 равно 705К применялся усовершенствованный тип этой защиты.
  • Необходимость проведения регенерации сплава — кожура через шлаков, окислов равным образом примесей. В частности сие следственно причиной аварии нате К-27. Текущий исследование был учтён рядом разработке новых реакторов сего вроде , проанализированы контракт образования нерастворимых шлаков да пылевидных окислов. На будущем вместе с проектом 705 проблем от зашлакованностью никак не возникало[1].

Материалы лёгкого равно прочного корпуса лодки во процессе показали себя плохо, лёгкий обшивка подвергся растрескиванию позднее второго похода[8]. Выяснилось, зачем каста маломагнитная сталь обладает низкой коррозионно-механической прочностью, на результате на среде моряцкий воды во ней развивалась межкристаллитная разрушение. Во результате сотворилось генерация многочисленных трещин, да таково во вкусе данные показал себя плохо, во результате маломагнитные стали в целях строительства подводных лодок хлеще ни в жизнь безграмотный использовались. В свой черед да размагничивающее образование показало себя безграмотный вместе с лучшей стороны: постоянство работы сего устройства да фазис компенсации магнитного полина были признаны неудовлетворительными да уклад потом далеко не применялось[1].

См. также[править | вести код]

Примечания[править | руководить код]

Последнее опускание К-27
353 9 327
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: